Только 10% проектов магистрального плана развития в РФ готово к запуску

Фото: EPA MAXIM SHIPENKOV

В России с начала года запустили масштабную программу инфраструктурного строительства объемом 6,35 трлн руб. — комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Эксперты компании InfraOne назвали программу «сырой». Только десятая часть проектов готова к запуску.

В программе содержатся ключевые цели и проекты на ближайшие шесть лет. В последние годы такой подход становится все популярнее: подобные программные документы принимают во многих развивающихся странах — например, Мексике, Бразилии, Филиппинах, Индонезии.

«Российский комплексный план — пока достаточно «сырой» документ, но у правительства, на наш взгляд, есть еще год-два, чтобы провести работу над ошибками», — заявили в InfraOne.

В InfraOne перечисли недостатки:

• Инвестиции в рамках комплексного плана частично пойдут на те расходы, которые и так делаются ежегодно: например, ремонты дорог и субсидии транспортным компаниям. По нашим расчетам, в следующие три года добавится только 150 280 млрд руб. ежегодно сверх стандартных трат федерального бюджета (порядка 600 млрд руб. в год). Эти деньги кардинально ситуацию на рынке не изменят и не перекроют минимальную дополнительную потребность отрасли даже наполовину к концу 2021 года.

• Основной период вложений, согласно плану, приходится на 2022 — 2023 годы, тогда расходы на инфраструктуру должны вырасти минимум до 1 трлн руб. в год (с учетом внебюджетных инвестиций в проекты комплексного плана, цифра включает только капзатраты на инфраструктуру). На наш взгляд, это очень оптимистичный сценарий, и в действительности освоить удастся не более половины средств, заложенных в документ.

• Проектов даже под эти вложения не хватает. По нашим расчетам, из той части комплексного плана, что уже конкретизирована, всего 10% объема инвестиций приходится на новые проекты, 60% составляют инициативы, которые обсуждаются годами (в том числе мегапроекты), а еще около 30% — стандартные ежегодные направления расходов (например, ремонты дорог). Готово к запуску, на наш взгляд, не более 10% всего перечня по количеству проектов. То есть наполнение плана маскирует дефицит проектов, но не решает проблему их нехватки. Финансировать в ближайшие два-три года властям и бизнесу почти нечего.

• В целом действующая версия комплексного плана — документ очень рамочный. В большинстве случаев в него вошли не конкретные проекты, а направления для финансирования, которые могут включать множество составляющих. Благодаря такому подходу у властей остается широкое поле для маневра в будущем, но одновременно принятие решений откладывается на неопределенный период и грозит срывом сроков. Еще одно последствие подобной размытости плана — обострение конкуренции регионов за федеральные деньги.

• Пока план предполагает инвестиции преимущественно через госзаказ и квазигосударственные источники. По нашей оценке, на концессии и ГЧП в действующей версии документа придется лишь 17,3% инвестиций. Это всего 7-9 проектов, но 4-6 из них — давно известные рынку мегапроекты. По нашей оценке, организовать на принципах государственно-частного партнерства можно еще до 25% плана. Частных проектов в документе тоже пока мало, внебюджетные инвестиции, вероятно, во многом будут состоять из вложений госмонополий в рамках собственных инвестпрограмм.

• Воплощение комплексного плана, вероятно, будут сдерживать проблемы госуправления в стране. Например, зависимость от электорального цикла впоследствии может привести к очередной «предвыборной заморозке» в 2022 2024 годах, так как чиновники и бизнес не мотивированы запускать проекты, которые не успеют завершить к выборам. Это, скорее всего, снова отбросит рынок назад, если власти в ближайшее время не начнут думать о том, как не отпугнуть авторов проектов в предвыборный период.

• Препятствовать запуску проектов комплексного плана будут и ключевые проблемы инфраструктурного и строительного рынка. Даже если нехватку проектов удастся преодолеть, то с большими объемами строительства, вероятно, не справятся строительные компании и поставщики материалов.

• Мы полагаем, что негативный эффект всех факторов, сдерживающих комплексный план, можно сократить, но на это у властей есть не больше 2,5 лет. Если проекты перечня не запустить до конца 2021 года, построить объекты в срок, скорее всего, не успеют.

• На наш взгляд, план может стать реалистичнее, если выделить наиболее готовые проекты в отдельный перечень и запустить их в приоритетном порядке до конца года. Тогда на доработку и подготовку остальных будет достаточно времени. Одновременно власти могут сделать управление комплексным планом более прозрачным и постепенно заменять политические инициативы на экономически обоснованные проекты.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий